Введение
Возможность проверки законности и обоснованности
решений не только в кассационном порядке, но и в порядке судебного надзора
является дополнительной гарантией надлежащей защиты субъективных прав и охраняемых
законом интересов граждан и организаций.
Задача суда надзорной
инстанции не исчерпывается проверкой законности и обоснованности
вступивших в законную силу судебных
решений и исправлением судебных ошибок. Большое значение имеет связанная с
рассмотрением конкретных дел деятельность судов
надзорной инстанции по направлению судебной практики, внесению в
необходимых случаях корректив в судебную
практику, обеспечение строгого и неуклонного соблюдения судами норм
материального и процессуального права, единообразного и правильного применения
закона.
От того, как вышестоящие суды направляют судебную
практику, во многом зависит качество судебной работы нижестоящих судов – основного звена судебной
системы.
Принципиальные новшества затронули порядок пересмотра
судебных актов в порядке надзора в гражданском (арбитражном) процессе. Высшим
Арбитражным Судом Российской Федерации по заявлениям лиц, участвующих в деле, и
иных заинтересованных лиц могут быть пересмотрены в порядке надзора вступившие
в законную силу судебные акты арбитражных судов. Оспаривание в порядке надзора
судебного акта возможно, если заинтересованные лица полагают, что этим актом
существенно нарушены их права и законные интересы в сфере предпринимательской и
иной экономической деятельности в результате нарушения или неправильного
применения арбитражным судом, принявшим оспариваемый судебный акт, норм
материального или процессуального права. Для подачи заявления установлен
трехмесячный срок со дня вступления в законную силу последнего судебного акта,
принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для
проверки в судебном порядке законности указанного акта. Надзорное производство
возбуждается на основании заявления лица, участвующего в деле, ходатайствующего
о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта арбитражного суда в
порядке надзора. Вопрос о принятии заявления к производству рассматривается
судьей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Таким образом, по
сравнению с ранее действующим законодательством ограничены права прокуратуры в
части вынесения обязательных к рассмотрению протестов.
Завершающим этапом длительной судебной процедуры,
когда решение арбитражного суда первой инстанции, а также постановления
апелляционной и (или) кассационной инстанций не принесли сторонам или стороне
арбитражного процесса желаемого результата, является рассмотрение дел в порядке
надзора.
Рассмотрение дел в порядке надзора возможно только
после рассмотрения дела в апелляционной или кассационной инстанциях, вынесено
постановление апелляционной инстанции, после которого решение суда вступает в
силу немедленно (п. 3 ст. 159 АПК РФ). Тогда можно, минуя кассационную
инстанцию, подавать заявление о принесении протеста. При этом нет необходимости
в уплате госпошлины, отсутствует ограничение срока подачи заявления, есть
возможность при отказе в принесении протеста обратиться к высшему должностному
лицу.
Дело заявителя, имеющего на руках не только материалы,
представленные сторонами по делу, но и решение и постановление суда первой,
апелляционной и/или кассационной инстанций, с изложенной в нем позиции судов,
доказать необходимость принесения протеста ввиду незаконности или
необоснованности обжалуемого судебного акта. Процедура подготовки заявления о
принесении протеста требует максимально квалифицированного подхода, и такая
работа может быть доверена только специалисту, имеющему достаточный опыт
участия в арбитражных процессах.
Подаче заявления о принесении протеста должен
предшествовать тщательный анализ рассмотренного в предшествующих инстанциях
дела. Можно сказать, что даже более тщательный, чем предварявший подачу
апелляционной или кассационной жалоб. Не секрет, что на практике суды
апелляционной и кассационной инстанций иногда, не утруждая себя, в нарушение
действующего процессуального законодательства не рассматривают дело в полном
объеме, а ограничиваются при вынесении постановления доводами, изложенными в
мотивировочной части решения суда первой инстанции.
Итак, цель работы – изучение особенностей производства в надзорной инстанции в гражданском
(арбитражном) процессе.
Объектом исследования
являются надзорное производство в гражданском и арбитражном процессах.
Предмет изучения – новеллы и проблемы, существующие
при разрешении дел в надзорной инстанции в гражданском (арбитражном) процессе.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи: историческая эволюция процесса пересмотра
судебных решений в порядке надзора; сущность, значение пересмотра дел в порядке
надзора; поводы к пересмотру в порядке надзора; пересмотр вступивших в законную
силу определений в порядке надзора в
гражданском процессе; производство по пересмотру судебных актов в порядке
надзора Высшим Арбитражным Судом.
|