Введение
Изучение
эмоционального развития является одной из актуальных проблем психологии. Ее
теоретическая значимость определяется необходимостью выявления общих закономерностей
онтогенеза человеческой психики и создания целостной концепции психического
развития. До сих пор проблема эмоционального развития остается теоретически
наименее разработанной.
Вместе
с тем ее решения требует не только логика развития психологического знания, но
и практические запросы. Эмоциональная сфера является непосредственным объектом
воздействий в психотерапии и психокоррекции. Нельзя добиться их эффективности
без знания особенностей строения эмоций и закономерностей их развития. Необходимость
разработки этой проблемы обусловлена также теми требованиями, которые к
научному знанию предъявляет практика психодиагностики и воспитания.
Особую
важность имеет изучение эмоционального развития в подростковом возрасте.
Подростковый период - наиболее эмоциогенный, критический период развития,
сопряженный со специфическими эмоциональными трудностями. Он является периодом
кризиса адаптационного равновесия. В связи с этим возникает вопрос о связи
стрессовых расстройств в подростковом возрасте с особенностями эмоционального
развития.
В
настоящее время наблюдается дефицит исследований, которые разрабатывали бы
собственно вопросы эмоционального развития подростка. Тем не менее, в
различных теориях подросткового возраста, так или иначе, затрагиваются эти
проблемы. Существуют различные варианты интерпретации эмоциональных сдвигов в
подростковый период. Возникновение определенных чувств, переживаний
рассматривается как производное от процессов полового созревания, развития
"Я", особенностей социального статуса подростка (Якобсон, 1966;
Божович, 1958; Драгунова Т.,1972, Кон И.,1982, 1984 и др.).
Актуальность
исследования. Вопросы психики в подростковом возрасте всегда волновали
психологов, т.к. хорошо понимали, что именно в период подросткового возраста
закладываются основные черты характера, стиль поведения человека, его привычки,
жизненные ориентации и т.д. И от того, насколько положительно будет пройден
этот этап, будет зависеть дальнейшая взрослая жизнь человека, одним из
факторов, могущих помешать нормальному (без отклонений) становлению личности,
может стать перенесенный эмоциональный стресс.
|