Введение
В последние десятилетия во всем мире все
новые ученые включаются в разработку комплекса проблем, составляющих психологию
познания людьми друг друга. Каждый ученый интересуется, как правило, отдельными
и частными вопросами, относящимися к этому большому комплексу, но все вместе
они создают предпосылки для глубокого проникновения в существо процесса
формирования у человека знания других людей, а также для подлинного постижения
роли этих знаний в поведении и деятельности человека. Исследуются общие
особенности формирования образа другого человека и понятия о его личности,
выясняется значение пола, возраста, профессии и принадлежности человека к той
или социальной общности для образования у него знания о других людях,
выявляются типичные ошибки, которые допускает человек, оценивая окружающих его
людей, прослеживаются связи между познанием им самого себя и пониманием других
лиц. Ранее неизвестными фактами обогащаются многие отрасли психологической
науки, а практики получают дополнительные возможности для более эффективного
руководства организацией взаимоотношений людей, оптимизации процесса их общения
в сфере труда, учения, быта.
Говоря о
специфичности познания человека, необходимо также видеть, что это познание, как
правило, связано с установлением и сохранением коммуникаций. Будучи проявлением
такого познания, образы других людей и складывающееся у человека обобщенное
знание о них постоянно зависит от целей и характера его коммуникаций с другими людьми, а на эти коммуникации, в
свою очередь. Всегда влияет та деятельность, которая объединяет людей, ее
содержание, ход и результаты.
|