Мифологическое понимание мира, где тела
заселяются душами, а жизнь зависит от богов, веками царило в общественном
сознании. При этом язычники часто придавали стилю поведения небожителей
коварство и мудрость, мстительность и зависть, иные качества, познанные в
земной практике своего общения с ближними.
Анимизм (от лат. anima — душа) — первое
мифологическое учение о душе. Анимизм включал в себя представление о скрытом за
конкретными видимыми вещами сонме душ как особых призраков, которые покидают
человеческое тело с последним дыханием. Элементы анимизма представлены в любой
религии. Его рудименты дают о себе знать в некоторых современных
психологических учениях и скрываются под "Я" (или
"сознание", или "душа"), которое воспринимает впечатления,
размышляет, принимает решения и приводит в действие мышцы.
В некоторых других учениях того времени
(например, знаменитого математика и философа, чемпиона Олимпийских игр по
кулачному бою, Пифагора) души представлялись бессмертными, вечно странствующими
по телам животных и растений.
Позже древние греки под "psycho"
понимали движущее начало всех вещей. Им принадлежит учение о всеобщей
одушевлённости материи — гилозоизм (от греч. hyle — вещество и zoe — жизнь):
весь мир — универсум, космос — изначально живой, наделённый способностью
ощущать, запоминать и действовать. Границы между живым, неживым и психическим
не проводились. Всё рассматривалось как порождение единой первичной материи
(праматерии). Так, по мнению древнегреческого мудреца Фалеса, магнит
притягивает металл, женщина притягивает мужчину, потому, что магнит, как и
женщина, обладает душой. Гилоизм впервые "поставил" душу (психику)
под общие законы естества. Этим учением утверждался непреложный и для
современной науки постулат об изначальной вовлечённости психических явлений в
кругооборот природы. В основе гилозоизма лежал принцип монизма.
Дальнейшее развитие гилоизма связано с именем
Гераклита, рассматривавшего универсум (космос) как вечно изменяющийся (живой)
огонь, а душу — как его искру ("Наши тела и души текут, как ручьи").
Им впервые была высказана мысль о возможном изменении, а следовательно, и
закономерном развитии всего сущего, в том числе и души. Развитие души, по
Гераклиту, происходит через себя: "Познай самого себя". Философ учил:
"По каким бы дорогам ни шёл, не найдёшь границ души, так глубок её
Логос".
|