Введение
Истории исследований в области психологии личности уже более ста
лет. Более ста лет ученые ищут ответы на вопросы о природе личности,
внутреннем мире человека, о факторах, определяющих развитие личности и
поведение человека, его отдельные поступки и жизненный путь в целом. Этот
поиск имеет отнюдь не только теоретическую ценность. С самого начала изучение
личности было теснейшим образом связано с необходимостью решения разнообразных
практических задач.
За минувшее столетие психология превратилась в развитую область
знаний и практической деятельности для многих тысяч специалистов. Внутренняя
специализация, сосуществование в рамках единой науки различных школ и
направлений — все это, несомненно, свидетельствует о зрелости психологии как
науки, представителей которой, однако, по-прежнему объединяет обостренный
интерес к проблеме личности, проблеме, которая была и остается фундаментальной,
ключевой.
Последние полтора-два десятилетия отмечены интенсивным развитием
практической психологии. И хотя официальный образовательный стандарт в
отечественной психологии был утвержден более тридцати лет назад (именно в 1966
году были открыты факультеты психологии в университетах Москвы и Ленинграда),
она долгое время не выходила за пределы учебных аудиторий и исследовательских
лабораторий, ограничиваясь прикладными разработками. В настоящее время
психология включает в пространство своих профессиональных интересов и
компетентности уже не только и не столько организации и коллективы, но отдельных
людей с их жизненными проблемами.
Возможность оказывать
реальную психологическую помощь людям, в том числе в сложных, кризисных
ситуациях, видеть непосредственные результаты своей работы в психотерапии,
консультировании, в решении разнообразных практических задач — эти и другие
перспективы сегодня особенно привлекают начинающих психологов.
Психология без практики лишена своего главного смысла и цели —
познания и служения человеку. Практическая ориентация, однако, не только не
уменьшает значимость развития психологической теории, но, напротив, усиливает
ее: представление о том, что для успешной практической работы необходимо,
прежде всего, овладение рядом практических навыков и накопление опыта, а
теоретическое образование играет скорее второстепенную роль, в корне неверно.
Так, в западной психологии именно интенсивное развитие практики вызвало к жизни
вопросы, которые относятся к общим проблемам психологии личности. В
частности, дискуссионным остается представление о ведущем начале в развитии личности:
рассматривать ли его, как предлагают многие представители гуманистического
направления в психологии, как постепенное разворачивание заложенного в
человеке потенциала, «обрекающего» человека на самореализацию, или же процесс
развития определяется чередой жизненных выборов самого человека. Таким
образом, в основе всякой — консультативной, терапевтической, психокоррекционной
и т. д. — практики лежит определенная, более или менее детально разработанная
теоретическая модель объяснения личности.
|