Введение
Забота о
психическом и физическом здоровье детей является одной из гражданских
обязанностей взрослых. Гарантом обеспечения здоровья детей выступает общество и
государство. Общество осуществляет эту заботу через ее ячейку — семью. Государство
декларирует эту заботу через конституцию. Независимо от государственного
устройства каждому будущему гражданину гарантируются возможности приобретения
психического и физического здоровья в системе государственного,
негосударственного и семейного образования.
Актуальность
данной темы обусловлена растущим беспокойством общества в связи с ухудшением
здоровья, физического развития, работоспособности населения в целом, детей в
особенности. Поэтому работа направлена на открытие содержания двигательной
деятельности детей как средства активного физического и личностного становления
ребенка. Тем более что работ, изучающих специфические формы деятельности детей,
исследования двигательной деятельности детей занимают незначительное место. Наше
теоретическое исследование предполагает
рассмотреть развитие ребенка в процессе становления и развития его двигательной
деятельности.
Двигательная
деятельность ребенка выступает для нас одним из условий развития его личности.
Хотя личностное представляется как «погруженность человека в жизненные миры
других людей», как «формы представленности человека в человеке», как «инобытие
человека в других людях», оно не может, как мы полагаем, рассматриваться вне
участия тела ребенка со всем арсеналом его двигательных действий, во всех
формах его взаимодействия с физической и социальной средой. С одной стороны,
субъектность самосознания ребенка обнаруживает себя в установлении «территории
Я», а с другой — в стремлении выйти за пределы этой территории, чтобы обрести
отраженность в других людях. Запаздывание становления субъектности ребенка в
двигательной деятельности, из-за размытости границ «актуального пространства»
двигательных действий, может проявляться в агрессии или в аутизме ребенка.
Неразвитость субъектности ребенка в двигательной деятельности ведет к его
обособлению, к отчуждению от социальной среды. Расширение области
психологической практики за счет включения в нее проблемы становления и
развития двигательной деятельности ребенка как его способности овладевать пространством
собственных двигательных действий способствует развитию и сферы педагогической
и коррекционной работы с детьми.
|